Корзина

Нет товаров

Категории

Связующие в иконописи (Андрей Жаров, Беларусь)

17.06.2016

Связующие в иконописи (Андрей Жаров, Беларусь)



  Особенностью  развития современной иконописи, безусловно, является доступность большого количества  разнообразных образцов древней иконописи, значительно расширяющая представление  о христианской традиции церковного искусства. Важно отметить  необходимость  изучения   не только особенностей иконографии, но и тех разнообразных техник и приемов живописи, с помощью которых создавались иконы, поскольку  техника живописи в  общей структуре иконы тесно связана с содержанием образа его глубиной и выразительностью.

  При доступности различных образцов древней иконописи, сам процесс создания иконы зачастую  представляется единообразным. Весьма ограниченный  ряд  технологических приемов  употреблявшихся иконописцами в XIX и в начале XX века, возводиться в разряд канонических и единственно возможных. Такое представление наносит определенный ущерб иконописи,  ограничивая творческие пути современного иконописания.     Реставрационные исследования и древние трактаты по живописи со всей очевидностью свидетельствуют о  большом разнообразии техник и приемов, которые использовались  древними  мастерами.

Большой интерес представляет  исследование красочного слоя древних икон, поскольку именно от применения различных связующих красок зависит  тот или иной принцип работы над иконой выбор палитры пигментов, состава  грунта и  защитного покрытия. Реставрационные исследования  икон созданных в Византии и на Руси  подтверждают  широкое разнообразие  применявшихся  художественных материалов и техник.

  В ранне-христианский период преобладало употребление темпер на основе пчелиного воска, причем воск употреблялся чаще в виде водной суспензии. Реставрационные  исследования икон созданных в  V-VIII веке  определили, что основным связующем  натуральных пигментов является модифицированный воск. Как подтвердила практика  иконописной мастерской Павла и Андрея Жаровых восковая эмульсия в смеси с растительными маслами и смолами, а также клеем обладает уникальными художественными  возможностями и прекрасно подходит для иконописи.

 В период средневековья, для иконописи все чаще начинают использовать темперы на основе яичного желтка. Желток яйца,  способен образовывать устойчивые эмульсии с различными  эфирными и растительными маслами, смолами  и воском.  Добавка масел и мягких смол в яичную эмульсию    влияет на  разнообразие фактур  и оптических  свойства живописи. При современном  использовании данного метода в иконописи,  хорошие результаты дает соединение льняной олифы с мастичной смолой, смесь которых   эмульгируется в яичном желтке, затем яично-лаковая эмульсия   разводиться винным уксусом.  Такая эмульсия обладает хорошими лессировочными свойствами и значительно меньше высветляется при высыхании в отличии от обычной яичной темперы.

 

 В качестве связующего пигментов, помимо яичного желтка, применялись также: яичный белок,  глютиновый  клей (костный, рыбий, пергаментный), соки растений (гумми), масляные и смоляные лаки,  пчелиный воск.

Известный реставратор Русского Музея в Санкт-Петербурге С.И. Голубев много лет исследовал технологию византийской и древнерусской иконописи, в частности связующего красок древних икон. При исследовании красочного слоя  иконы «Похвала Богоматери с акафистом»  XVI века из ГРМ в составе яичного связующего был обнаружено большое количество растительного масла. А на иконе «Богоматерь на престоле с предстоящим  Святым Климентом Римским»  XIV в из того же музея связующее пигментов  не содержит яичного желтка, но состоит из сложной композиции прозрачных  масляно-смоляных лаков. В технологии написания ликов на иконе Богоматери Одигитрии «Торопецкой» первой половины XIV века использовалась  техника на основе масляного лака.Техника цветных лаков   известна также в ряде Византийских икон XII- XIII веков сохранившихся в монстыре Святой Екатерины на  горе Синай.

Клеевые темперы также  использовались в иконописи. Благодаря  абсолютной прозрачности, клеевые связующие не искажают холодного оттенка таких синих пигментов, как лазурит и азурит. В иконе  Св. Петра и Павла XI века (новгородский музей)  лазуритовые одежды написаны на основе связующего из органического клея.   

  Использование  различные связующие подтверждают и  тексты  древних трактатов по живописи. Причем каждый автор описывает несколько вариантов таких рецептов. Авторы античных трактатов Плиний старший  и Витрувий упоминают в качестве связующего красок воск, масло и гумми.

  Теофил и Ираклий – яичную темперу и  масленые лаки. Ченино Ченини в своем трактате « Книга об искусстве или трактат о живописи 1427 года упоминает несколько вариантов яичных и клеевых темпер, а также связующее на основе масляного лака. Бернский манускрипт содержит рецепты применение  яичного белка.

Дионисий Фурноаграфиот помимо яичной темперы описывает один из рецептов восковой темперы использовавшихся, по-видимому,  еще со времен античности.  

Иконописная мастерская  Павла и Андрея Жарова применяет  различные связующие для натуральных пигментов. Очень хорошие  результаты были получены с применением восковых темпер.  Другой пробой мастерской  стало применение  масляного лака приготовленного по рецепту Ираклия. Полученное масляное связующее сохнет в течении нескольких часов без отлипа, позволяя работать над иконой подобно темпере, создавая при этом полноценные эффекты масляной живописи.

Изучение разнообразных  традиционных техник иконописания помогает значительно расширить привычный диапазон художественных приемов и средств иконописца, создать долговечный и глубокий по содержанию  образ свидетельствующий о многообразии и красоте христианской традиции.

Андрей Жаров: http://zografos.ru

 

 Images for this article:

A copy of Foyum portrait. Painted from the original at the State Museum of Fine Arts of Moscow,  by Andrei Zharov (2).JPG


Копия Фаюмского портрета (Андрей Жаров)


A copy of Foyum portrait. Painted from the original at the State Museum of Fine Arts of Moscow,  by Andrei Zharov.JPG


Копия Фаюмского портрета (Андрей Жаров)


Praise of the Mother of God with the Akathist 16 century ( egg tepera with oil).jpg


Хвала Божией Матери с акафистом, 16 век (яичная темпера с маслом)


St Sergius and Bacchus 6 century.jpg


Святые Сергий и Бахус, 6 век


Fragment of  icon Odigitria ( egg tempera with oil and mastics resin) A Zharov.JPG


Фрагмент иконы Одигитрия, Андрей Жаров


Mother of God (Encaustic  the hot method) A Zharov.JPG


Энкаустика, горячий метод, Андрей Жаров


Our Lady of the Odigitria Toropetskaja 14 century.gif


Одигитрия Торопецкая, 14 век.


Our Lady on the throne with the Holy Clement of Rome. XIV century.jpg


Богоматерь на престоле со Святым Климентом Римским. 14 век


St Andrew (wax tempera) A Zharov.JPG


Восковая темпера, Андрей Жаров


St Evdokia (Wax tempera) A Zharov.JPG


Восковая темпера, Андрей Жаров


St Sofia of Sluck.JPG


Восковая темпера, Андрей Жаров


St. Peter and Paul of the XI century (the Novgorod museum).jpg


Святой Петр и Павел, 11 век (Новгородский Музей)


Saints Sergius and Bacchus of the ( Sinai 13 century ) technique Colored oil varnishes.jpg


Святые Сергий и Бахус, Синай, 13 век